РАЗДЕЛЫ

ПОИСК

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Ведущий - Сергей Кириллов по методике И.Н. Калинаускаса

Москва
+7(903)684-41-96 (Анастасия)
apodmareva@gmail.com
Киев
+380-939790125 (Наталья)
e_gusar@mail.ru
Одесса
+380-679617478 (Татьяна)
info@odfs.com.ua
Хайфа (Израиль)
+972-542145223 (Ирина)
Социальные сети
Наша страничка в Facebook   Наша страничка в Вконтакте
09.10.2008 |С возрастом люди действительно становятся мудрее

опубликованно 09-10-2008

Когда пожилые люди не могут вспомнить имена гостей на приеме, обычно они считают, что стали хуже соображать. Однако в последнее время появляется все больше исследований, которые опровергают это предположение.

На самом деле, как обнаружили ученые, с возрастом мозг просто начинает воспринимать больше информации и ради долгосрочной выгоды отсеивает лишние данные.

Обзор подобных исследовательских работ приведен в новом издании книги по неврологии "Прогресс в исследованиях мозга".

У некоторых людей мозг с годами действительно слабеет. Болезнь Альцгеймера, например, поражает 13% американцев в возрасте старше 65 лет. Однако у большинства пожилых людей, как утверждают авторы, значительная часть изменений связана с изменением фокуса внимания – им становится труднее зафиксировать конкретный факт вроде имени или номера телефона. Иногда это доставляет неприятности, однако зачастую такое изменение полезно.

"Возможно, рассеянное внимание не такая уж плохая вещь, – говорит Шелли Карсон, психолог из Гарвардского университета, работу которой цитирует упомянутая книга. – Она позволяет увеличить объем информации, которую можно затем использовать в сознательной деятельности".

Так, в ходе одного из экспериментов испытуемых просили прочитать несколько абзацев, в которые были в неожиданных местах включены лишние слова и фразы. Пожилые люди в возрасте 60 лет и старше работали с текстом гораздо медленнее, чем участвовавшие в исследовании студенты. Однако студенты читали текст с одинаковой скоростью, независимо от значения "лишних" слов, а пожилые люди начинали читать еще медленнее, когда содержание данных слов касалось темы текста. Это свидетельствует, что старики не просто спотыкались о лишнюю информацию, а воспринимали и усваивали ее.

Когда же представителям обеих групп задали вопросы, ответами на которые служили слова, размещенные в "неправильном" месте, пожилые участники отвечали лучше, чем студенты.

"Молодые люди словно бы и не отвлекались, – говорит автор обзора Линн Хэшер, профессор психологии из Университета Торонто и старший научный сотрудник Исследовательского института Ротмана. – Однако пожилые люди усвоили дополнительную информацию и потому лучше справились с поставленной задачей. Они способны переносить информацию, усвоенную в одной ситуации, на другую".

Подобное умение может приносить значительную выгоду в реальной жизни, где не всегда понятно, какая информация важна, а какая станет важной только в будущем. Неважные, казалось бы, данные или предположения, которые хранит память, могут обрести новое значение в том случае, если первоначальный план действий поменяется. А дополнительные детали, на которые вы обратили внимание, – например, что человек зевает или нервно ерзает – могут позволить вам оценить, какое в действительности впечатление произвели те или иные слова.

"Широкий круг внимания позволяет пожилым людям узнать о ситуации в целом больше, а также по косвенным признакам понять суть происходящего лучше, чем молодым, – объясняет доктор Хэшер. – Мы полагаем, что данная особенность в значительной степени объясняет, почему мы считаем стариков более мудрыми".

В 2003 году доктор Карсон с коллегами из Гарварда провела исследование, где проверялась способность студентов отсеивать неважную информацию в условиях множества раздражителей. Оказалось, что чем более творческая натура у студента (это определяли по опросным листам), тем больше проблем у него возникало при попытке игнорировать ненужные сведения. Недостаточная способность фильтровать информацию и расставлять приоритеты может способствовать оригинальному мышлению, сделали вывод ученые.

Этот феномен, говорит доктор Карсон, часто связывают с недостаточной активностью префронтальной коры головного мозга. Как показали исследования, люди, у которых в результате травмы или болезни снизилась активность этой области, начинают активнее интересоваться творчеством.

Как говорит профессор психологии Джеки Смит из Института социальных исследований Мичиганского университета (в нынешнем исследовании она не участвовала), существует специальное слово для обозначения способности мозга воспринимать информацию и отводить ей необходимое место – это слово "мудрость".

"Данные открытия очень укладываются в наше понимание того, что такое мудрость, – указывает она. – Если пожилые люди получают больше информации о некой ситуации, а затем способны соединить эти данные со своим более значительным запасом общих знаний, у них будет явное преимущество".

Источник: The New York Times, Сара Рейстед-Лонг, перевод www.inopressa.ru/nytimes/2008/05/22/14:23:58/older