РАЗДЕЛЫ

ПОИСК

ОБЪЯВЛЕНИЯ

НОВОСТИ

28.06.17 Беседа-встреча с Игорем Калинаускасом 28 июня в Москве м. Смоленская. Подробнее >>>
24.04.17 Встреча с читателями, презентация новой книги И.Калинаускаса и концерт Дуэта Зикр. Санкт-Петербург 13 и 14 мая 2017 года. Подробнее >>>
14.12.15 25 декабря 2015 года в г. Казань пройдет встреча художника Игоря Калинаускаса с поклонниками его творчества. Начало – 16:00. Подробнее >>>
Ведущий - Сергей Кириллов по методике И.Н. Калинаускаса

Москва
+7 (929) 902-98-05 (Анна)
anna.dfs@yandex.ru
Киев
+380-939790125 (Наталья)
e_gusar@mail.ru
Одесса
+380-679617478 (Татьяна)
info@odfs.com.ua
Хайфа (Израиль)
+972-542145223 (Ирина)
Социальные сети
Наша страничка в Facebook   Наша страничка в Вконтакте
03.04.2009 |ДФС в преподавании
Методика ДФС уже достаточно широко зарекомендовала себя во многих сферах человеческой жизни. Ее применение дает либо увеличение результативности деятельности, либо повышение эффективности (возможность получить тот же результат с меньшими затратами энергии, сил и времени), либо и то и другое одновременно.
Применение знаний и навыков, полученных благодаря занятиям по методике ДФС в профессии преподавателя, как показала практика, также дает интересные результаты.

Я работаю преподавателем в ВУЗе, веду семинары и лекции по микроэкономике и эконометрике. Мой опыт общения со студенческой аудиторией (у которой зачастую внутреннее желание учиться и работать на занятии стоит далеко не на первом месте во внутренней структуре мотивации) показал, что полезными могут быть следующие моменты:

1. Накачка энергией всего процесса, особенно в начале занятия. Обычно после предыдущих занятий студенты приходят усталые и ненастроенные на учебный процесс. Задача тогда «расшевелить» аудиторию, эмоционально «сдвинуть» ее в позитивном направлении, добиться, чтобы появились эмоции удивления, радости, интереса.

Я применяю следующие ходы:
Во-первых, обязательно стараюсь вести занятие в форме диалога: вопрос – ответ. Стремиться, чтобы как можно большее количество студентов в группе начало думать над поставленной проблемой.
Во-вторых «беру в объем» всю ситуацию - применяю распределенное внимание. Это позволяет слышать практически все ответы учащихся, даже догадки высказанные очень тихо. Отмечать малейшие микродвижения слушателей, которые могут свидетельствовать о возникшем встречном вопросе, несогласии с моим высказыванием, возражении. Каждый такой «импульс» стараюсь отработать: за правильную догадку обязательно похвалить, не совсем точную догадку довести вместе со студентом до правильного ответа и опять похвалить, несогласие студента с каким-то утверждением развить в открытую дискуссию с вовлечением всей группы (это очень помогает собрать внимание группы на обсуждаемом вопросе).
Все это обязательно сопровождаю непрерывным набором энергии, так как особенно в начале занятия отклик аудитории слабый, и на поддержание диалога уходит большое количество эмоциональных сил. Энергия должна быть «легкой, огненной, раскаленной добела». Такое качество энергии позволяет получить необходимое состояние своей психики – бодрое, работоспособное - и «передать» его затем аудитории.

2. Эксперименты с различными энергетическими состояниями показали, что самыми оптимальными для меня в моей преподавательской работе оказываются состояния , переходящее в 3С, и 4В.
В состоянии 2С (а «двойка» - это моя доминанта) мне проще «расшевелить» аудиторию. Появляется шутливость, легкость. Предмет обсуждения и тема занятия перестают быть серьезными и нудными. Слушатели с удовольствием подключаются  к обсуждению, генерируют идеи, дают ответы. Постепенно переходим в 3С или 4С. Достаточно большая часть группы «включена» в активную работу. Занятие проходит динамично, увлекательно. Успеваем пройти большое количество материала.
Однако некоторые слушатели, как показали мои наблюдения, как бы «не успевают» за достаточно высоким темпом дискуссии. Возможно, для них привычной доминантой является ритм «В». Оказавшись в ситуации, структурированной ведущим в ритме «С», они предпочитают отмалчиваться. В начале своих наблюдений я объяснял невысокую активность этих студентов либо низкой мотивацией, либо отсутствием способностей к математике. Каково же было мое удивление, когда я, решив поэкспериментировать с ритмом «В» и задав состояние семинара 4В, начал получать от этих «молчунов» большое количество правильных ответов, высокую активность и интерес!

Сейчас я применяю иногда для проведения семинара именно состояние 4В. Тогда практически все студенты, так или иначе, включены в работу. Занятие проходит при этом спокойно, плавно. После окончания семинара у меня нет ощущения «интеллектуального насилия» над студентами, также как и чувства собственного подвига :). Но, конечно, объем учебного материала, который мы успеваем пройти, уменьшается процентов на 20%. И опять же чувства собственного подвига :) и ощущения полной самоотдачи как-то не хватает… Поэтому 4В использую нечасто.

Состояния с ритмами «А» и «D» на семинарах я не использовал - считаю их несколько «экзотичными» для академического преподавания. Хотя в каких-то отдельных специфических ситуациях, возможно, будет целесообразно их применить.

Евгений Смальков.

Примечание: Права на данную статью принадлежать сайту www.mosdfs.ru. Ссылка при копировании обязательна.