Три девушки, три пространства в пространстве большого города. Первый апрельский выходной, почти первое тёплое весеннее солнце. Люди вышли на улицы, женщины по - весеннему прекрасны. В воздухе большого города веет чем-то неуловимо тонким загадочным, чудесным. Обещание нового нежданного, сбывающегося чуда разлито по улицам.
Весна. Пасха. Москва. Апрель 2010. Мы идём гулять. Ура!
А.Я.- "Встречаемся у памятника Пушкину". На всякий случай уточняю: "У того что на площади перед кинотеатром?".
А.Я. "Да".
Приезжаю, чудесным образом, вовремя. Жду. Люди фотографируются, встречаются, целуются. Щурюсь на солнышко. Жду. Настраиваюсь на девчонок… Аня явно, где-то рядом и уже ждёт, но не здесь. Звоню. "Ты где?" "Я тут, у памятника… он сидит…" Стремительно перебираю в голове всех Пушкиных в нашем городе …сидит… Есенин? Уже даже собираюсь к нему идти… Нет, этот тоже стоит…
А.Я. " Подожди. Я посмотрю…А!!! Это Рахманинов!"
… Обнаруживаю Таню ожидающей почему то в метро… Встретились, идём.
Страстной бульвар, он всегда кажется мне каким-то слишком широким и пустым. Как будто чего-то недостаёт. Страстного монастыря вероятно. Бабушка, прошлое моего рода, на мгновение проваливаюсь в картинку воспоминние-воображение-Как-тут-было. Выныриваю.
Встретились. Анюта впускает в наши уши Рахманинова. Наполняемся благословенными звуками рапсодии. Сердце, мысли, а за ними и ноги плывут на волнах чудесных звуков. Мы идём по Страстному бульвару.
Вы никогда не замечали, что на бульварах Москвы время идёт как-то по-другому? Более плавно и размеренно, как будто за чугунными оградами несётся бурная река другой стремительной интенсивной искристой жизни, а тут… тут тишина и уют. Даже Цветной, один из самых куцых московских бульваров, с обкорнанными, чрезмерно широко посаженными деревьями и тот даёт ощущение замедления углубления и свободного вдоха. (Как не смешно это говорить о воздухе моего любимого города). (___1)
Меж тем нас приняло в свои объятия бульварное кольцо. У Петровских ворот, улыбнувшись куполам Высоко-Петровского монастыря и сфотографировавшись с раскинувшим руки в крике-полёте памятником Владимиру Семёновичу Высоцкому, переходим на крутую спину Петровского бульвара.
Он более разреженный, более уединённый. По правую руку много строительства, по левую - привет из далёкого прошлого - старинные здания, не смотря на современную начинку, излучают медлительное спокойствие и уют.
Я что-то без умолку трещу. Мне хочется наполнить чем-то, то пространство прошлого, которое я ощущаю, и я пытаюсь то ли пригласить в него девчонок, то ли заполнить его словами…
Вышли на Трубную - огромная, шумная, несоразмерная с человеком, она всегда кажется мне бурным водоворотом, который чтобы перейти нужно обладать особым искусством.
Рождественский проходим "по обочине", там трудно войти на бульвар и он воспринимается скорее как преодоление физического напряжения от подъёма в горку. Да.. семь холмов однако…:
Строгие, но такие тёплые и приглашающие стены Богородице-Рождественского монастыря, притягательно разворачиваются и мы, нырнув в малюсенькую дверку, оказываемся в совершенно ином пространстве. Храм Иоанна Златоуста. Пасхальная служба. Женский хор "Христос. Воскреси из мертвых…"Хочется открыться на максимум, внутри, что-то будто расплавляется, раскрывает, наполняется. Пение во мне или я эти звуки? Пасха. Мягкая, глубинная радость. Время исчезает… (___2)
Рождественка, такая маленькая и уютно-уединённая, как шлюз между тягучим медовым временем 18 века и сегодняшним городом, привела нас на плотный бугристый, булыжный простор Кузнецкого моста.
Здесь нас встретило пространство, сотканное из ритмичных глухих ударов расходящихся кругами от группы уличных барабанщиков. Отрывистый яркий настойчивый диалог барабанов сворачивал пространство в вихри шаманских движений, напевов, вращений. Люди непроизвольно ускоряли шаг, улыбались, начинали притопывать или похлопывать рукой. (___3)
Послушав немного, мы обнаружили, что проголодались и отправились искать пропитание. Спасение принесли неромантичные, но сытные хот-доги.
Москва тем временем продолжает перемещаться под нашими ногами…
Миновав внушающий противоречивые нелёгкие чувства, комплекс зданий на Лубянской площади, мы решили срезать угол к Мясницкой и вдруг, неожиданно, оказались перед стихийно возникшим мемориалом жертвам взрыва в метро. Фотографии, цветы, надписи, свечи - и фон напряжения, страха, боли, гнева, несогласия. Замерли, окунулись - идем дальше. Жёсткое рвущее пространство - в нём трудно задерживаться. (___4)
Несколько шагов вперёд и мы на Мясницкой. Умеренно быстрая, деловитая, со спокойным размеренным напором несущая своих горожан, здесь всё соседствует достойно и уместно - банки, магазины, огромный Библио-Глобус, пАгода, "лакированной китайской шкатулки" - красивейшего чайного магазина Москвы. (___5)
Однако вот уже Почтамт перекрёсток и мы, конечно же, на Чистых. Перед памятником Грибоедову какой-то митинг. Ну, совсем уж малюсенький, его "охраняют" несколько милиционеров, но даже зевак он не собрал, разве что Грибоедов из вежливости поглядывает на митингующих.
Чистопрудный бульвар пронизан разными временами, наполнен разными архитектурными стилями и всегда переполнен людьми, тут гуляют с детьми, "тусуются" молодёжные компании, фланируют парочки, этот бульон жизни настолько густой и разнообразный, что пространство меняется от компании к компании, от здания к зданию. Тут пьют пиво и притворно ссорятся, тут выбирают фон и фотографируются. Архитектурные берега этой реки, задают свои фоны. Вот, например красота доходного дома церкви Троицы на Грязях. Высокий серый шести этажный украшенный барельефами неведомых зверей и сказочных птиц старорусский стиль в "современном" прочтении начала 20 века. Такое пространство собирает, организует, готовит гуляющих к выходу из "дворового" мира бульвара на "улицу". Мы, поддавшись стремительному течению перекрёстка Покровских ворот, заходим, нет почти влетаем в стеклянный кубик "Кофебина".
Запах кофе. Треск кофемолок. Крики баристо: "Кортадо готов!", "Ваш мятный лате - готов!" И огромные привлекательные банки с кофейными зёрнами разного оттенка и самых разных вариантов кофейного запаха. Усиленно эксплуатируем обонятельные возможности своих носов, в итоге кофе выбран. Покидаем весёлую суматошную, разговорчивую, звонкую атмосферу кофейни (___6), и выходим в мягкий московский вечер.
Покровский бульвар встречает нас чуть равнодушно, или, может быть, спокойно-благосклонно. Тут очень тихо. И совсем немного гуляющих. Или так кажется всем гуляющим… что они почти что одни, на этой практически террасе своего дома… дома, подготавливающегося постепенно к летней- дачной жизни.
Вот уже Воронцово поле пригласительно предлагает повернуть. "Пойдем к Курскому?" "Нет, к вокзалу не хочется…" Да, хочется ещё быть в этой размеренности, в этой тихой весне.
На Яузском я не выдерживаю усиливающегося влияния города - скорости, ритмичности, беспокойства. (___7) "Девчонки, а может 4В?" "Мы уже давно в 4В." Замолкаю, встраиваюсь. А тут как раз Яузские ворота открывают вид на голубенькую устремлённую в небо церковку Троицы в Серебряниках. Под лучами закатного вечернего солнца от нее как будто исходит мягкий свет и умиротворение (___8).
На Солянку? Нет - конечно же, к Кательнической набережной, к высотке "Советскому небоскрёбу". Смотрим - странное ощущение вроде простор, а полёта нет. Негостеприимно - гранитные скамейки, не предполагают возможности присесть, а уставшие ноги уже готовы усадить нас на газон… Выход найден быстро - садимся в троллейбус и едем в обратную сторону, к Лубянке. Появившаяся идея добраться до Храма Христа Спасителя тихо тонет в мягком троллейбусном покачивании. Лубянка, Таганка, Покровский монастырь, резкий поворот и мы уже мчимся сквозь сумерки большого города, пересекая огромные промышленные пространства.
Тут-то мы сообразили, что выйти стоило раньше, где-то ближе к центру, однако путешествие заканчивается, конечно же, у станции метро "Волгоградский проспект".
"Волгоградский проспект" - тоже чудо сегодняшнего дня: "Как же нас сюда занесло?"
Вроде бы всё логично, Таганка естественным образом переливается в Волгоградский проспект. Но не в географии дело. В пространствах. Они очень разные и ощущаются как очень далёкие друг от друга.
Москва как лоскутное одеяло - город очень разный, противоречивый, разной плотности, скорости, яркости. А объединяют его люди. Люди, которые в нем живут, грустят и радуются, творят и наполняют, добавляют и меняют. Делают его живым - наполняя собой своей жизнью, своими стремлениями, своими делами. Мы добавили в пространство города свою ноту. Тишины, глубины, веселья. Изменили друг друга. Отразились в зеркалах глаз, витрин, прудов, неба. По-моему, получилось здорово. Прибавка энергии есть!
Звучание города слушали Аня Я., Таня В., Аня Д. |