РАЗДЕЛЫ

ПОИСК

ОБЪЯВЛЕНИЯ

НОВОСТИ

14.12.15 25 декабря 2015 года в г. Казань пройдет встреча художника Игоря Калинаускаса с поклонниками его творчества. Начало – 16:00. Подробнее >>>
30.07.15 Концерт дуэта Зикр в Одессе 3 августа 2015 года во время фестиваля «Возлюби» Подробнее >>>
25.03.15 3 и 4 апреля 2015 года в г. Калуга пройдет новая ситуация И.Н. Калинаускаса - концерт дуэта ЗИКР и лекция. Подробнее >>>
Ведущий - Сергей Кириллов по методике И.Н. Калинаускаса

Москва
+7 (929) 902-98-05 (Анна)
anna.dfs@yandex.ru
Киев
+380-939790125 (Наталья)
e_gusar@mail.ru
Одесса
+380-679617478 (Татьяна)
info@odfs.com.ua
Хайфа (Израиль)
+972-542145223 (Ирина)
Социальные сети
Наша страничка в Facebook   Наша страничка в Вконтакте

Соционика

Соционика – новая перспективная система знаний на стыке психологии и социологии.

В данной статье мы попытаемся разобраться, что это такое, и как ею пользоваться

Типологии человека

Некоторое время назад в открытой печати появились данные от военных психологов. Согласно этим данным специалист, снабженный достаточной информацией и техникой, может спрогнозировать поведение человека с вероятностью до 98%. Без специальной техники профессионал может достичь уровня в 80%. Эти результаты основываются на том, что в человеке есть как типическое, так и уникальное.

Что такое типическое? Это нечто шаблонное, что-то, что есть в каждом человеке, и что можно анализировать и прогнозировать. За последние 100 лет было представлено много разных подходов и вариантов типологии человека (напоминаем - типической части человека, а не человека как такового). Наиболее известные типологии - это:

1. Типология темпераментов:

В зависимости от поведенческих реакций люди делятся на:

  • холериков – характеризуются напористостью и эмоциональностью
  • меланхоликов – поведенческие реакции носят выжидательно-оборонительный характер
  • флегматиков – ориентированы на пассивную адаптацию
  • сангвиников – ориентированы на активную адаптацию

2. Интроверты и экстраверты:

Типирование людей происходит в зависимости от того, какая установка (по Юнгу) у них доминирует: экстравертирующая или интровертирующая. Внимание интровертного типа обращено на его субъективные переживания, и его мало интересуют объекты внешнего мира. Для экстравертного типа ситуация противоположная. И, хотя эти установки являются врожденными, в некоторых конкретных ситуациях экстравертный тип может интровертироваться и наоборот.

3. Типы нервной системы:

Павлов ввел типологию в зависимости от свойств нервных процессов: сила возбуждения и торможения, их подвижность и уравновешенность. Например, холерик – сильный тип, с преобладанием возбуждения, неуравновешенный и т.д.

4. Характер

Расплывчатая характеристика, не поддающаяся строгой классификации, но на бытовом уровне достаточно легко определяемая и характеризующая способность к действию. Характер может быть пассивный, подражательный, целеустремленный и т.п.

5. Личность

Так же, как и характер, - расплывчатая характеристика. В данном контексте можно сказать, что личность - это совокупность проявляемых особенностей. Более точное определение: личность – совокупность социальных отношений, осуществляемых на базе сознания (см. книгу «Игры, в которые играет МЫ»). Личность в первую очередь зависит от социально-психологического мира, в котором вырос человек.

6. Типология Юнга (начало соционики)

Помимо интроверсии и экстраверсии, которые, по мнению ученого, были основой для типирования поведения человека, Юнг выделил четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Если одна из этих функций доминирует, то у человека формируется соответствующий тип. В результате Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы, каждый из которых может быть как интровертным, так и экстравертным. Таким образом, всего, по Юнгу, есть восемь типов психологических функций: экстравертное мышление, интровертное мышление и т.д.

Более подробно ознакомится с типологий Юнга и внутренним содержанием психологических функций можно в его исследовании «Психологические типы», краткое описание см. в книге «Игры, в которые играет МЫ».

После небольшого обзора основных типологий перейдем непосредственно к соционике, которая основывается на типологии Юнга. В данной статье приводятся общие положения соционики. Более подробное изложение см. в книге «Игры, в которые играет МЫ» Игоря Николаевича Калинаускаса, а также в цикле видеолекций по соционике, который он прочитал в Санкт-Петербурге (в интернете можно найти и скачать эти лекции). Статья, в основном, основывается на книге и на вступительной лекции И.Н. Калинаускаса.

Начало соционики

Соционика зародилась в Литве в начале 70-х годов прошлого века. Ее автор – Аушра Аугустинавичюте. Помимо работ Юнга исходным импульсом была работа Антония Кемпинского «Невроз», в которой он выделил основную причину невроза. Кемпинский установил, что невроз проистекает из социальной природы человека, и главным его источником являются межличностные отношения.

Аушра поняла, что создать типологию и научиться определять тип свой и/или другого человека – недостаточно. Важно понять, как типы между собой взаимодействуют, то есть то, что называется интертипными отношениями. Поэтому соционика – это не просто типология, а наука о социуме, о соционе (это значительно отличается от подхода Юнга, который создал именно типологию человека). Аугустинавичюте говорила, что 16 выделенных ею типов - это элементарные единицы социона с точки зрения психологии. Главное в соционике – это попытка найти обоснование тем отношениям между людьми, которые возникают автоматически, без рефлексии, базальным отношениям, когда человек не думает, какого он типа и какого типа другой человек.

Соционические типы

Из работы Кемпинского Аушра взяла понятие информационный метаболизм (сокращенно ИМ). Тип информационного метаболизма (ТИМ) является «пусковым механизмом» инициации человеческого поведения и отвечает за прием, переработку и выдачу информации.

Аушра предположила, что 4 основные функции по Юнгу существуют в двух вариантах: объектные и субъектные. Чтобы не путаться в терминологии, дальше мы будем использовать термины, принятые в среде социоников. 4 функции по Юнгу в соционике называются элементами: логика, интуиция, сенсорика и этика. Деление элементов на субъектные и объектные дает всего 8 разных элементов: субъектная логика / объектная логика и т.д.

Нужно сразу сказать, что не стоит ориентироваться на общепринятое значение названия того или иного элемента. Названия элементов в соционике – это попытка наиболее полно, но в тоже время кратко, отразить то, что за ними стоит, но попытка не совсем удачная. Например, этика – самый вольный из всех терминов и в данном контексте означает «характер отношений человека с людьми и самим собой». Сейчас просто зафиксируйете, что ваше понимание термина и то, что он реально означает, могут очень сильно различаться.

Далее для кодирования типов информационного метаболизма Аугустинавичюте использовала систему координат, состоящую из четырех функций типа ИМ. Более правильно называть их не функции, а аспекты, но в соционике чаще используется термин функции, не путайте его также с основными психологическими функциями Юнга, которые в соционике называются элементами:

  • I функция - консервативная, репродуктивная, ее содержание определяет интротимность или экстратимность типа, минус на эту функцию дает реакцию агрессии.
  • II функция – продуктивная функция, причем производимая информационно-поведенческая продукция должна быть востребована извне, иначе нарушается мотивация, минус на 2-ю функцию вызывает активность (т.е. этого не хватает, значит, я нужен)
  • III функция - место наименьшего сопротивления, напрямую связана с самооценкой. Минус на третью функцию дает реакцию избегания.
  • IV функция – суггестивная, минус на четвертую функцию дает реакцию тревоги.

Таким образом, на основе сочетания 8 элементов и 4 функций Аугустинавичюте вывела 16 типов информационного метаболизма:

  1. интуитивно-логический экстратим («Дон Кихот»);
  2. сенсорно-этический интротим («Дюма»);
  3. этико-сенсорный экстратим («Гюго»);
  4. логико-интуитивный интротим («Робеспьер»);
  5. этико-интуитивный экстратим («Гамлет»);
  6. логико-сенсорный интротим («Горький»);
  7. сенсорно-логический экстратим («Жуков»);
  8. интуитивно-этический интротим («Есенин»);
  9. логико-интуитивный экстратим («Джек Лондон»);
  10. этико-сенсорный интротим («Драйзер»);
  11. сенсорно-этический экстратим («Наполеон»);
  12. интуитивно-логический интротим («Бальзак»);
  13. логико-сенсорный экстратим («Штирлиц»);
  14. этико-интуитивный интротим («Достоевский»);
  15. интуитивно-этический экстратим («Гексли»);
  16. сенсорно-логический интротим («Габен»).

Первое слово в названии ТИМ – содержание первой функции, второе – второй. Чтобы не путаться и легче ориентироваться в названиях ТИМ, их назвали по именам соответствующих исторических личностей или выдуманных персонажей, которые предположительно имели такой тип информационного метаболизма, что вызвало и некоторый негативный эффект, когда при изучении соционики этот ярлык переносится на человека (см. ниже).

Связь информационного метаболизма с нейрофизиологическими процессами

Соционика в момент своего становления испытывала разные проблемы, главная из которых - это несоответствие между существующим и теоретически возможным количеством типов ИМ. Аугустинавичюте вывела 16 типов ИМ, но простой перебор элементов и функций дает 24 варианта. Аугустинавичюте так и не смогла этого объяснить, она говорила, что у нее есть интуитивное чувство, что остальные варианты – нежизнеспособны, и это, разумеется, не способствовало авторитету молодой науки.

И только значительно позже, на основании исследований советского академика Павла Васильевича Симонова (он занимал должность директора института Высшей нервной деятельности РАН) была выведена гипотеза о связи информационного метаболизма с мозговыми структурами и их ролью в инициировании поведения человека. Симонов не был знаком с соционикой, как и Аугустинавичюте не была знакома с его исследованиями. Желающие могут прочитать книги П.В.Симонова «Эмоциональный мозг» и «Мотивированный мозг» (они есть в нашей библиотеке). А взаимосвязь между психотипом Юнга и исследованиями Симонова можно посмотреть в работах Калинаускаса («Игры, в которые играет МЫ»).

В чем польза для соционики от исследований Симонова? Мы не будем сейчас подробно останавливаться на его выводах, скажем лишь, что Симонов выделил четыре мозговых структуры, в качестве нейрофизиологической основы инициации человеческого поведения, а именно: неокортекс, гиппокамп, гипоталамус и миндалину.

Взаимосвязь между исследованиями Симонова и Юнга (на которых базируется соционика), можно отразить следующим образом:


Взаимодействие мозговых структур при анализе информации (из книги «Игры в которые играет МЫ»)

Неокортекс и гиппокамп образуют информационную систему, а гипоталамус и миндалина – мотивационную. Обе системы сбалансированы в соответствии с компенсаторным принципом. В информационной системе гиппокамп ориентирован на маловероятные события, а неокортекс - на высоковероятные. А в мотивационной системе миндалина отвечает за субдоминантные потребности и маловероятные события, а гипоталамус – наоборот.

Таким образом, информационный метаболизм, как механизм приема и переработки информации, является сбалансированным. Рациональное в нем дополняется иррациональным, информационная система - мотивационной системой, высоковероятные события - маловероятными, а доминирующие потребности - субдоминантными.

Мы не приводим более подробное объяснение, желающие могут прочитать вышеуказанную литературу. Остановимся лишь на следующем: 8 из 24 вариантов информационного метаболизма невозможны, потому что у них нарушен баланс реакций. Они реагируют либо только на маловероятные, либо только на высоковероятные события.

Таким образом, более точное определение ТИМ: Тип информационного метаболизма есть оценочный механизм мышления, опирающийся на четыре структуры головного мозга человека (неокортекс, гиппокамп, гипоталамус и миндалину) и опосредующий общую психологическую установку и установочное поведение как таковое.

И важное заключение этого раздела – соционика основывается не на досужих вымыслах, а на работе реальных мозговых структур.

Важно: ТИМ это не описание человека

При изучении соционики желательно помнить, что тип информационного метаболизма - это еще не весь человек, это даже не его личность, это только часть личности. Более того, ИМ оказывает влияние только тогда, когда человек действует автоматически, не осознанно. Если не помнить об этом, то для вас соционика станет чем-то вроде гороскопа, а не полезным и эффективным инструментом.

Структурный подход

При изучении соционики мы рекомендуем относится к типу информационного метаболизма как к некой структуре, механизму, тогда вам легче будет типировать других людей и выстраивать свои отношения с ними (для этого мы рекомендуем пользоваться структурой, которая называется «Штурвал Калинаускаса»). Противоположностью такого подхода может быть позиция, когда вы ориентируетесь на «художественное» описание другого ТИМ. Более корректным будет анализ ТИМ с опорой на содержание каждой функции.

Вот вам небольшой пример – многие описания ТИМ «Горький» говорят, что люди этого типа довольно неконфликтные, тихие и покладистые. Одним из таких «тихих и покладистых» людей был товарищ Сталин. В чем тут дело? На первой, консервативной функции у Горького стоит субъектная логика. Т.е. его позиция – «все должно быть так, как я понимаю». Поскольку в детстве большинству людей внушалось, что нужно быть послушным, нужно быть хорошим, и вообще вести себя «правильно», то большинство Горьких - действительно неконфликтные люди, но только потому, что они так «поняли». Если такой человек решит, что правильно будет, например, идти по карьерной лестнице по головам других людей, то это получится машина по устранению конкурентов, т.к. с объектной сенсорикой на второй функции возможности Горького в современном обществе – немаленькие.

Соответственно, если вы просто прочитали некое усредненное описание Горького из книжки, то это вам мало что даст. Следует рассматривать ТИМ как механизм и наполнять каждую функцию и элемент вашим личным живым описанием, путем наблюдения за собой и другими и анализа этой информации.

Ярлыки в соционике можно использовать, например, мы говорим: «большинство Горьких …», а не «большинство людей с типом информационного метаболизма логико-сенсорный интротим …», но желательно помнить, что стоит за ярлыком – не сам человек, а только его тип информационного метаболизма.

Что дает соционика?

Соционику преподают различные школы, в том числе и наша. Мы опираемся на работы Игоря Николаевича Калинаускаса, и наш курс называется «практическая соционика» или «инструментальная соционика» и нацелен на практическое применение этой информации, т.е. для выстраивания отношений с друзьями, коллегами, в общем, для достижения совершенно обыденных задач.

Еще одна польза от практической соционики – интерпретация своего поведения в различных ситуациях, что может повысить вашу эффективность. Например, при минусе на 4-ю функцию человек испытывает чувство тревоги и стремится выйти из такой ситуации. У Горьких и Робеспьеров 4-я функция – объектная этика, они чувствуют себя комфортно в ситуации, когда люди открыто выражают свое отношение к ним. Если они попали в ситуацию, где люди не выражают открыто свое отношение, то возникает внутренний зажим, нарастает тревожность. И если эту ситуацию покинуть невозможно, то человек либо фрустрирует, провоцируя хоть какую-нибудь реакцию окружающих, либо забивается в угол. Если человек знает устройство собственной психики, он может спокойно и грамотно действовать в подобных ситуациях. Это особенно важно для 4-й функции, т.к. она наиболее плохо осознаваемая и требуется помощь, чтобы отследить свое поведение в таких ситуациях.

Заключение:

Итак, если вы хотите повысить свою эффективность и немного разобраться в одном из механизмов вашей психики, то мы приглашаем вас посетить наши курсы соционики. Одно замечание: курсы по соционике обычно читаются после прохождения курсов по ДФС.

Источники и список литературы

  1. Карл Юнг «Психологические типы»
  2. Антоний Кемпинский «Невроз»
  3. Аушра Аугустинавичюте – все работы
  4. Павел Васильевич Симонов: «Мотивированный мозг» и «Эмоциональный мозг»
  5. Игорь Николаевич Калинаускас: «Игры, в которые играет МЫ», курс лекций по соционике (СПБ, 1997-1998, всего 15 лекций)

Права на статью принадлежат сайту www.mosdfs.ru